Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


СМИ о нас




Актуальное интервью. МНЭПУ – мы учим жить в гармонии с природой. (журнал «Столичное образование», 2006) Интервью президента Степанова С.А.

Эмблема каждого университета призвана отражать его суть – то, что выделяет именно этот вуз на фоне остальных. На гербе МНЭПУ – Международного независимого эколого-политологического университета – земной шар, расположенный внутри буквы «U». Расшифровать эмблему нетрудно: «U» означает «универсум» – вселенную, а также универсализм – основную особенность учебного процесса в МНЭПУ. Ректор вуза, кандидат исторических наук, профессор Станислав Александрович Степанов полагает, что только с помощью универсальных дисциплин, универсальных подходов и универсального образования можно решить экологические проблемы земного шара.

– Станислав Александрович, МНЭПУ был создан в год, давший начало многим негосударственным вузам – в 1992. Вот уже почти полтора десятка лет вуз имеет возможность не только наблюдать отношение государства к экологическим проблемам страны, но и, по возможности, формировать новое мировоззрение, необходимое для пересмотра отношений Человека и Природы. Скажите, насколько изменилось отношение правительства и общества к экологии?

– К сожалению, не могу сказать, что в настоящее время государство относится к экологическим проблемам должным образом. Несмотря на заверения чиновников, сегодня государственная политика, мягко говоря, сдерживает развитие системы мониторинга и контроля состояния окружающей среды.
Тому есть много причин. Одна из них – экономические соображения. Недальновидные политики до сих пор иногда утверждают, что экология – «это для богатых стран», что защита окружающей среды слишком дорого обходится государству.
В свою очередь, деятельность природоохранных учреждений всегда вызывала некоторую неприязнь у администрации промышленных предприятий. Дело в том, что в российском законодательстве записаны очень жесткие экологические нормы, они значительно строже, чем даже за рубежом. Нетрудно догадаться, что строгость таких законов компенсируется их неисполнением. Вторая причина – недостаток экологической грамотности руководителей – в высших эшелонах, в регионах, и конечно, на уровне предприятий.
Недостаточное экологическое образование ведет к недооценке проблемы в целом. А ведь те экологические катастрофы, которые возникают от подобной безграмотности, отзовутся и на будущих поколениях. Недавно я был на конференции «Глобальные проблемы безопасности современной энергетики», посвященной 20-летию Чернобыльской катастрофы.

– Но ведь годовщина этого печального события несколько позже?
– Конференция будет работать в два этапа: первый – с января по март, а второй состоится в апреле. На этом мероприятии мы стараемся рассмотреть все последствия этого бедствия: социально-политические, юридические, технологические, экономические и, конечно же, экологические. Основная цель конференции – добиться конструктивного диалога между представителями всех этих сфер, чтобы совместно проанализировать социально-экологические и технологические возможности развития безопасной энергетики.
Кроме того, в мае, в рамках конференции состоится Десятая ежегодная международная летняя школа-семинар по актуальным проблемам экологии и здоровья «Экомедицинские и социально-психологические последствия техногенных катастроф – результаты, опыт, прогнозы». Среди ее организаторов – МНЭПУ, Бернский университет и Гарвардский университет.
Мы должны понять всю цену совершаемых нами ошибок, должны научиться предупреждать такие катастрофы в будущем – а они неминуемы, если «ревнители прогресса» и дальше будут действовать без учета достижений науки и мнения экспертов-экологов.
– Ввиду такого отношения государства и бизнес-кругов к сфере экологии, скажите, насколько востребованы выпускники МНЭПУ. Найдет ли реализацию полученное ими здесь образование?
– В структуре нашего университета – не только экологический, но и юридический факультет, а также факультеты мировой экономики, менеджмента, финансов и сервиса, иностранных языков, социальных коммуникаций и отделение политологии. Каждый из представителей этой профессии будет востребован – если он настоящий профессионал. Сейчас много говорят о перепроизводстве кадров в экономической и, особенно, в юридической сфере. Это не совсем соответствует действительности. Сейчас как раз «переломный момент» – старшее поколение специалистов уходит с «боевых постов», а новое должно мыслить и работать по-новому.
Ведь экология – не просто учебная дисциплина, это философия жизни, вырабатывающая новую культуру отношений между человеком и природой.
Мы стараемся готовить профессионалов широкого профиля. Сегодня ни одна проблема в области окружающей среды не может быть решена без учета экономических, политических, правовых и других социальных факторов. С другой стороны, ни одна экономическая, политическая или иная социальная задача не может быть оптимально решена без учета экологических факторов.
Кроме того, образование в нашем университете дает студентам возможность проходить параллельное обучение: с 3-го курса студенты-экономисты могут получить, к примеру, еще и юридическую специальность, и наоборот.
Естественно, такие специалисты просто не могут не быть востребованы…

– Но если говорить о таком «тонком» рынке трудоустройства, как экология…
– Подготовка профессионалов-экологов ведется у нас по таким направлениям, как мировая экономика, финансы и кредит, политология, международные отношения, юриспруденция, филология, журналистика, психология, связи с общественностью, экология, геология (со специализацией «Ландшафтное планирование»), природопользование, менеджмент организации (специализация «Менеджмент в туризме – экологический туризм»).
Наш экологический факультет – единственный в России, осуществляющий подготовку по всем трем принятым в стране специальностям: экологии, геоэкологии и природопользованию. Наши студенты имеют возможность, кроме того, еще на 4 курсе получить международно признанную квалификацию бакалавра наук по направлению «Экология и природопользование», аналогичную зарубежной «Environmental Sciences».
Каждый год мы выпускаем 20-25 специалистов в области экологии, и уже во время практики они, как правило, находят себе работу. К примеру, почти все Министерство природных ресурсов состоит из наших выпускников. В последнее время экологические службы создают не только государственные, но и некоторые дальновидные коммерческие структуры. Они разрабатывают собственные экологические концепции, которые мы публикуем в нашем университетском журнале «Экологический вестник».
И еще о трудоустройстве. В ноябре прошлого года в МНЭПУ состоялся конкурс по отбору претендента от Международного независимого эколого-политологического университета на должность министра-дублера Студенческого правительства Москвы (Департамент землепользования) по заявленной ранее программе мэра Москвы Ю.М. Лужкова. В конкурсном отборе приняли участие 7 кандидатов от разных факультетов. По итогам голосования, комиссией, состоявшей из представителей деканатов и студенческого совета, принято решение выдвинуть на должность министра Департамента землепользования студента 4 курса экологического факультета, председателя Молодежного научного общества МНЭПУ – Михаила Цыганова.
– Станислав Александрович, как известно, за рубежом профессия эколога – не только модная, но и одна из самых первостепенных… Не приведет ли это к оттоку выпускников МНЭПУ за границу?
– Мы живем в открытом мире – и это благоприятно для развития любого специалиста. Служба академических обменов ДААД Германии и Британский совет предоставляют российским студентам возможность по индивидуальным грантам (на основе конкурса) поехать учиться по выбранной специальности в зарубежный вуз. Во время учебы в нашем университете студенты могут проходить параллельное обучение за рубежом.
Что касается оттока кадров – каждый вправе выбирать место, подходящее ему для работы и развития. И нам известно много примеров, когда те, кто уехал работать за рубеж в 1990-е гг., сегодня снова возвращаются в Россию. Ведь достойное образование – то, что не даст пропасть ни в одной стране мира, оно является надежной базой в любой точке земного шара.

[
BI]– Для этого еще требуется знать язык, на котором говорят в этой точке…
– Буква «М» – первая в названии нашего университета – означает «Международный». Международный независимый эколого-политологический университет называется так потому, что руководствуется отечественной и международной стратегиями в области профессионального образования и подготовки специалистов по вопросам окружающей среды. Конечно, в нашем вузе обучению иностранным языкам уделяется серьезное внимание…
Факультет иностранных языков работает в МНЭПУ с самого момента создания вуза, когда на нем были открыты три отделения по основным европейским языкам: английский, немецкий и французский.
Естественно, большинство студентов факультета изучает «язык межнационального общения» – английский. Начиная со 2 курса, они приступают к изучению второго иностранного языка. Благо, выбор предоставляется достаточно широкий – помимо трех ведущих языков – испанский, а иногда и итальянский.
Главная задача факультета – подготовить специалистов, не только свободно владеющих иностранным языком как средством общения и эффективным инструментом международной коммуникации, максимально приобщенных к культуре стран изучаемого языка, понимающих его значение для творческой профессиональной деятельности, – но и способных обучить ему других.
Основная особенность учебного процесса на факультете – то, что в обучении иностранным языкам применяется традиционная классическая методика, к обучению привлекаются носители языка, используются последние достижения образовательной техники…

– Но, насколько нам известно, европейское образование в МНЭПУ не ограничивается изучением европейских языков…
– Не ограничивается. В 1995 году на основе соглашения правительств России и Германии в структуре МНЭПУ совместно с университетом г. Карлсруэ мы создали российско-германский колледж (РГК). Колледж – международный проект, в рамках которого осуществляется трехгодичное обучение российских дипломированных специалистов по направлениям «философия науки и техники», «экономические науки», «науки об окружающей среде».
В РГК принимают российских дипломированных специалистов и студентов выпускных курсов, чтобы они имели возможность получить углубленные профессиональные знания и навыки, подготовку к научно-исследовательской деятельности, переподготовку с правом профессиональной деятельности. Срок обучения в российско-германском колледже – 3 года; оно может быть очным или заочным.

– Станислав Александрович, но ведь в составе МНЭПУ имеется еще один международный институт, АРБИ… Не могли бы Вы и о нем рассказать поподробнее?
– Российско-американский бизнес-институт АРБИ создан на основе Соглашения о международном кооперативном обучении между Международным независимым эколого-политологическим университетом МНЭПУ и Образовательной сетью Американского международного университета (ОС АМУ) и является структурным подразделением МНЭПУ, находящимся под совместным управлением сторон.

Институт создавался специально для реализации Программы международного кооперативного обучения, которая объединяет в себе лучшие традиции американского и российского образования. Программа разработана для того, чтобы дать возможность студентам закончить обучение раньше, чем это предусмотрено стандартной программой на степень бакалавра, позволяя им тем самым раньше вступить в профессиональную жизнь.
Подготовка в АРБИ осуществляется по направлению «Менеджмент», со специализациями в таких областях, как «Маркетинг», «Управление бизнесом», «Финансовый менедж-мент», «Международный бизнес, «Менеджмент гостеприимства». Срок обучения на бакалаврском отделении – 4 года, три из которых проходят в
МНЭПУ, а последний – в США.

– Расскажите, пожалуйста, о юридическом образовании, которое ведется в стенах МНЭПУ?
– Правовые проблемы сегодня – это одни из самых «больных» проблем экономики природопользования и охраны окружающей среды. Интересы хозяйствующих субъектов и природных ресурсов постоянно сталкиваются. И юридические конфликты на стыке этих интересов необходимо разрешать.
Юридический факультет нашего вуза готовит специалистов по разрешению конфликтов подобного рода. Наличие диплома о высшем юридическом образовании со специализацией в экологическом законодательстве и природоохранной деятельности отличает выпускников МНЭПУ от выпускников юридических факультетов других вузов. Другие преимущества подобного образования – то, что программой предусмотрено изучение информационных технологий и иностранного языка. Разумное сочетание этих учебных компонентов с общеобразовательной подготовкой, овладением обширными профессиональными знаниями в области юриспруденции и практическими навыками позволяет факультету готовить специалистов, способных выдержать серьезную конкуренцию на рынке юридических услуг.

– Станислав Александрович, известно, что специалистами и профессорами МНЭПУ разработано множество проектов, направленных на практическое улучшение экологической обстановки в стране – по обнаружению загрязнений, утилизации отходов, и т.д... А участвуют ли в этих работах студенты МНЭПУ?

– Конечно. Наши студенты готовят курсовые и дипломные работы – именно практически-направленные, как например, проект по Кузьминскому парку, одобренный Московским правительством.
Нашим вузом создано Молодежное научное общество (МНО), призванное решать такие задачи, как организация и обеспечение активного участия студентов в научных конференциях, дебатах, конкурсах научных работ молодежи; расширение межвузовских и международных связей, проведение и участие в симпозиумах, семинарах, круглых столах и других научных мероприятиях для изучения и обмена опытом, повышения квалификации членов общества и студентов.
Все наши научные конференции непременно носят прикладной характер, рассматривая экологические проблемы той или иной местности. Так, совсем недавно закончен трехлетний проект «Ртутозагрязняющие отходы в мегаполисе», в ходе которого удалось выявить злоупотребления одного из предприятий г. Клина. Иначе и быть не может – теоретическая подготовка в МНЭПУ призвана ориентировать студентов на решение практических – экономических, юридических и экологических проблем.

– Учеба и наука – это очень важно. А заботится ли МНЭПУ о внеучебном досуге студентов?
– МНЭПУ с самого своего создания определил для себя стандарты классического университета. А университет – это не только аудитории, ректорат, администрация и студенты. Это прежде всего – особая культура. Должны быть созданы все условия не только для образовательного, но и для культурного развития студентов. МНЭПУ об этом никогда не забывает. Многие годы в его стенах работают творческие студии, театр, танцевальный и вокальный коллективы... Постоянно проводятся соревнования команд КВН. Участие в научно-практических конференциях и форумах, культурно-массовых,
оздоровительных и развлекательных программах способствует гармоничному развитию студентов.
Кроме того, у настоящего университета должна быть огромная инфраструктура обслуживания, то, что называется «университетский городок». А это – свои спортивные сооружения, дискуссионные клубы… В здании МНЭПУ, к примеру, работает уже магазин, кафе, даже парикмахерская – мы считаем, что студент должен иметь возможность решать большинство бытовых вопросов, не выходя за стены alma mater.
В концепции нашего вуза особое внимание уделено наблюдению за здоровьем каждого из наших студентов на протяжении всего периода обучения. По окончании учебы будущий специалист получит не только диплом о присвоенной квалификации, но и «паспорт здоровья» с рекомендациями профессионалов, как его сохранить и укрепить. Ведь качественный специалист – это еще и здоровый специалист.


– Станислав Александрович, насколько нам известно, в университете действуют специальные летние обучающие программы…
– Действительно, экологический факультет регулярно выезжает на практику в Сербию. В настоящее время мы собираемся создать новую летнюю программу – практику совместно с Американской ассоциацией университетов. Это обещает быть интересным – в нашей стране, как и в США, одинаковая континентальная специфика, но разный инструментарий. Именно международное сотрудничество всегда помогает сравнивать специфику подходов, оценивать преимущества «другой стороны». И еще – мы собираемся создать свой собственный загородный лагерь полевой практики, но это проблема нескольких лет…

– Такой вид отдыха, как экологический туризм, в последнее время становится популярен во всем мире. В структуре факультета Мировой экономики, менеджмента, финансов и сервиса (МЭМФиС) МНЭПУ одна из специальностей называется именно так. Расскажите о перспективах этой профессии?
– На факультете МЭМФис успешно обучают современным ключевым специальностям – мировой экономике, международным отношениям, а также менеджменту гостиничного и туристического бизнеса с присвоением специализации «экологический туризм».
Эта профессия – одна из самых многообещающих. Туризм сегодня способен влиять на мироустройство и экономику государств, вовремя осознавших его важность. По данным Всемирного совета по туризму, это не только самая быстроразвивающаяся отрасль мировой экономики и крупнейший производитель налоговых поступлений, но и работодатель для 262 млн человек – а это каждый десятый сотрудник.
Даже те страны, где природные ландшафты однообразны, научились «зарабатывать» на туризме. Если же говорить о России, то богатство и разнообразие ее природы может способствовать и обогащению страны: обеспечивая приток денежных средств в регионы, создавая рабочие места, стимулируя производство качественных товаров и продуктов. Развитие этой отрасли будет способствовать сохранению исторического и природного наследия – за экологическим туризмом большое будущее…
Мы стараемся создать все условия, чтобы студенты могли совершенствовать свои способности, раскрыть свой научный и творческий потенциал. На факультете работает студия «Креатив», где преподается актерское мастерство, вокал, постановка танцев – бальных, спортивных, латинских. Не забыта и наука – у нас действует студенческое научное общество, студенты под руководством преподавателей участвуют в подготовке и проведении конференций разного уровня, круглых столов по актуальным проблемам современности…

Не забыто и практическое обучение. Студенты проходят практику в лучших гостиницах Москвы – таких, как «Хаятт», «Мариотт» и другие. Есть возможность стажироваться в разных странах: Венгрии, Греции, Франции, Германии, Финляндии, Швеции, Болгарии и др., с получением сертификата. Стажируясь в лучших сетевых отелях мира, с эффективной корпоративной культурой, обучаясь у специалистов, имеющих давние традиции и культуру гостеприимства, сервиса, наши студенты сами становятся конкурентоспособными профессионалами, способными обогатить мировой опыт.

– На протяжении многолетнего сотрудничества МНЭПУ и журнала «Столичное образование» мы наблюдаем динамичное развитие Вашего вуза… Последний вопрос: проблемы экологии рассматриваются в университете с самых разных точек зрения. И все-таки, на Ваш взгляд, чтобы изменить сложившуюся экологическую ситуацию в стране, какая сфера первостепенна – экономическая, юридическая или психологическая?
– Сложно выделить что-то одно, ведь проблемы экологии – комплексные. Их не решить одними экономическими, юридическими мерами или пиаром. Большинство законов в области природопользования просто не исполняется. Но дело не только в этом. Приведу простой пример: московские магазины не принимают назад отработанные батарейки – а ведь стоимость их утилизации уже заложена в цену. Большинству проще просто выбрасывать эти батарейки, не думая о том, что они способны отравить почву и воду. Один из моих знакомых, впрочем, отправляясь в заграничную поездку, непременно берет с собой мешочек с использованными батарейками, чтобы сдать их для утилизации. За рубежом – совершенно другое экологическое мышление, там никому в голову не придет загрязнять окружающую среду отходами собственной жизнедеятельности.
Поэтому сегодня одна из главных задач в области экологии – просвещение. От рядового члена социума до чиновника, пусть даже и самого высокопоставленного. Правильным было бы, чтобы каждый из них, вступая в должность, проходил определенную экологическую подготовку, получал экологическое образование.
В нашем вузе мы не просто выдаем выпускникам дипломы – эколого-политологическое образование у нас рассматривается как основа для разработки нового образа жизни – жизни в гармонии с окружающей средой.