Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


СМИ о нас




Где рождаются экологи?

Ректор МНЭПУ Сергей Степанов дал интервью для газеты «Грин Сити».

Российская и международная практика последних лет демонстрирует возрастающий интерес к экологическим проблемам на политическом уровне. Где и как «рождаются» специалисты высокого класса, способные решить все накопившиеся проблемы?

Концепция эколого-политологического образования МНЭПУ разработана группой ученых во главе с известным академиком Н. Н. Моисеевым. В ней предусматривается изучение социальных, политических, правовых и экономических аспектов взаимоотношения человека с природой и обществом. Такая комплексная подготовка позволяет выпускникам участвовать в формировании экологической политики на самом высоком уровне – законодательном.

- Все чаще стали проходить культурные мероприятия, где поднимаются вопросы экологии. Как вы считаете, насколько целесообразно прививать экологические ценности через культуру и искусство?

- Очень важно, чтобы в сфере культуры и искусства была пропаганде экоидей. Чем глубже экологические принципы проникают в нашу жизнь, тем дольше человечество проживет на нашей планете. Искусство позволяет донести до человека ничуть не меньше, чем, скажем, политические или рекламные акции. Молодежь отлично воспринимает все новое и модное, перфомансы, инсталляции… это живо и интересно, подобные действия в доступной форме рассказывают о глобальных проблемах.

- На мой взгляд, в последнее время мы наблюдаем некую «экологическую волну». Особенно в среде молодежи. Замечаете ли вы всплеск подобной активности?

- Понятно, что у всех на слуху проблемы химкинского леса, которые спровоцировали активность граждан. Это тот случай, когда администрация города не слышит доводов жителей района. Но я напомню историю Германии, которая в середине 50-х годов представляла совершенно жуткую свалку, потому что население стремилось преодолеть последствия войны, восстановить экономику и не очень задумывалось о природе. И вдруг в начале 80-х годов жители страны поняли, дальше так жить нельзя… Сейчас Германия – одна из ведущих и экологически ответственных стран. К такому результату привело не столько протестное движение, сколько осознание всеми слоями общества зависимости состояния экологии от каждого человека. Что касается нашей страны, то сегодняшние самостоятельные молодежные акции очень часто воспринимаются властью негативно потому что нет диалога. Нам нужно наладить контакт, от которого и зависит результат, научиться слышать друг друга.

- Можете ли вы привести примеры, где протестные акции сыграли ключевую роль в решении проблемы?

- Я с такими примерами не сталкивался. Протестные акции очень яркие, но в любом случае это конфронтация, которая не дает видимых результатов. Европа не стала бы настолько благополучной в этом плане, если бы представители «зеленых», которые очень активны и порой агрессивны, не садились за стол переговоров искать компромиссы. То есть они не зацикливаются на категоричном «Не хотим!», «Не позволим!». Поэтому правильно, если акции сопровождаются переговорами, но не в коем случае они не заменяют их. Когда вы с кем-то в плохих отношениях, вы часто даже не слышите аргументы. Если у нашей молодежи будут позитивные акции, это пойдет только на пользу делу, поможет защищать окружающую среду на всех уровнях.

К сожалению, нередко энергия молодежных движений используется различными организациями в своих целях. В таких случаях акции – всего лишь инструмент в чужих руках, инструмент, который нацелен вовсе не на решение экологических проблем.

Пожалуй, наибольший эффект дают созидающие акции, они указывают на проблему и даже частично решают ее. При этом организаторы и участники изначально готовы к сотрудничеству с государственными структурами и другими организациями. «Бульвар искусств» как раз такой пример. Сотрудники МНЭПУ с удовольствием принимают в нем участие.

- В городе остро стоит проблема мусора. Как вы считаете, почему Москва уже долгое время не может решить этот вопрос?

- В Европе перерабатывается до 90% мусора, у нас – 5%. Основная причина в том, что нет единой политики, направленной на решение этого вопроса. Негативный пример – Сицилия, там периодически возникает проблема с уборкой мусора и Неаполь превращается в большую свалку, доходит до того, что посылаются войска для уборки города. Уборку мусора контролирует местная мафия, идут бесконечные переговоры с государством о тарифах на уборку. В итоге – экологический коллапс, с которым, увы, в состоянии справиться только внутренние войска.

У нас уборкой мусора занимается множество фирм, и государство не касается этого вопроса. И этим компаниям нет нужды думать о перспективе и завтрашнем дне, они хотят получать деньги за каждый самосвал, который вывозит мусор, скидывают его содержимое в отвалы… и все. Проблема не только в том, что люди выбрасывают мусор, где попало, а в том, что с ним ничего не делают дальше. В Европе ограниченное количество земли, жители привыкли к этому и не используют землю под свалки. Они научились рационально использовать имеющиеся ресурсы. В большинстве своём мусор это исходный материал для вторичных строительных материалов, то есть, возобновляемый ресурс.

У нас же есть иллюзия, что земли бесконечно много, а мусор это то, что нельзя использовать вообще. Очень часто возникают стихийные свалки на «ничейных» землях, а если ничьё, так и заботиться не надо… для людей это, своего рода, оправдание.

- Какие вопросы наиболее актуальны для МНЭПУ сегодня?

Все вузы сейчас отмечают уменьшение количества студентов. С одной стороны, это отголосок демографической «ямы», с другой – результат усиления конкуренции с вузами из других стран. Вступление в ВТО случилось, в страну придут известные зарубежные учебные заведения. Учитывая текущую ситуацию, российское образование ждет тяжелое испытание. Нашему вузу не привыкать, мы уже 20 лет работаем в условиях возрастающей конкуренции. А вот государственным вузам будет крайне сложно без поддержки правительства. И основная проблема – недостаточное количество денег, выделяемое на образование в России, отсутствие благоприятных налоговых условий, незаинтересованность, в целом, предприятий реального сектора экономики вкладываться в подготовку специалистов для своей отрасли. Маленький пример – бюджет Кембриджского Университета более 10 млрд. долларов, и бюджет его Фонда, который состоит из вкладов различных предприятий и компаний, порядка 10 млрд. долларов, в сумме это как раз то, если посмотрите бюджет России на этот год, что выделяется федеральным правительством на образование в целом. Ещё одна общая проблема – государственные стандарты образования. Нигде в мире нет стандартов высшего образования, утверждаемых государством, нет государственной аккредитации. Там ценится образование, которое получено в вузах, имеющих высокий рейтинг, который определяется независимым профессиональным сообществом. И, как следствие, полное отсутствие коррупции.

Сейчас МНЭПУ – уникальный специализированный вуз, в котором можно получить образование высокого уровня в области экологии. Секрет нашего успеха прост – мощная научная база, профессионализм преподавателей и качественное обучение по всему спектру дисциплин гуманитарного цикла. На мой взгляд, это те ценности, которые всегда имеют вес.

Материалы по теме:

"Бульвар искусств: экология, мода...

Экологическая школа им. Н. Н. Моисеева.

Экотуризм в МНЭПУ.