Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


СМИ о нас




РИО+20 и модернизация России: образовательный аспект

С. А. Степанов

Международный независимый эколого-политологический университет (Академия МНЭПУ), г. Москва, Россия

RIO+20 AND MODERNIZATION OF RUSSIA: EDUCATION ASPECT

S. A. Stepanov

International Independent University of Environmental & Political Sciences (Academia MNEPU), Moscow, Russia

Проблема устойчивости глобальной экономики, обострившаяся в ходе недавнего мирового финансового кризиса, выдвинула на всемирной встрече на высшем уровне в РИО+20 новую концепцию развития через «зеленую» экономику, которая в условиях России приобретает особый характер, т. к. ее экономика и социальный уклад требуют глубокой модернизации. Понимание и реализация этих задач невозможны без перестройки национальной системы образования.

Ключевые слова: устойчивое развитие, глобализация экономики, модернизация, «зеленая» экономика, экологическое образование для устойчивого развития, индикаторы развития.

The problems of sustainable development and global economy crisis discussed on sammit RIO+20 advance the idea of «green» economy. For Russia «green» economy is new direction of modernizaition all country and nation system education.

Key words: sustainable development, economy global, modernizaition, «green» economy,

Ecology education for sustainable development, indicators of development.

Всемирной встрече на высшем уровне в Рио-де-Жанейро «Осуществление Повестки дня на ХХ1 век, Программы действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на ХХ1 век и решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию» (РИО+20), рассмотревшей основной вопрос «зеленой» экономики в контексте устойчивого развития, предшествовал глобальный финансово-экономический кризис 2008-20010 гг. Этот кризис, тем не менее, показал актуальность «зеленой» экономики.

Еще в ходе финансового кризиса международные организации предприняли свои действия и выработали правительствам стран свое видение проблемы и путей выхода из кризиса на перспективу.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) выдвинула в 2009 г. Концепцию «Глобальный «зеленый» новый курс», предусматривающую поощрение инвестиций в низкоуглеродную экономику (наиболее доступные технологии, энергоэффективность, экологической транспорт, развитие возобновляемых источников энергии и др.). Ключевая цель «зеленой» экономики – осознание значимости экосистем и их центрального места в национальной и глобальной экономике. Выдвинутая концепция зиждется на трех принципах: а) оценка и выдвижение на первый план природных услуг на национальном и международном уровнях; б) обеспечение занятости населения за счет создания «зеленых» рабочих мест и разработки соответствующей политики; в) использование рыночных механизмов для достижения устойчивого развития.

В мае 2010 г. под эгидой Экономической и социальной комиссии ООН для региона Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) состоялась конференция с центральной темой «Устойчивая финансовая система и «зеленый» рост в целях достижения Целей развития тысячелетия в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

В сентябре 2009 г. Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) выступила с Монреальской декларацией по модернизации современной экономики мира и в регионах на основе низкоуглеродной экономики принципах «зеленого» промышленного развития.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также приняла в 2009 г. декларацию о «зеленом» росте с конкретными целевыми установками: экономический и «зеленый» рост совместимы; необходим отказ от экологически неприемлемой политики развития; «зеленый» рост должен сочетаться с обеспечением занятости, а устойчивое производство - с экоинновациями. Была провозглашена задача разработки междисциплинарного проекта «Стратегия зеленого роста»1/.

В ходе подготовки к РИО+20 правительство страны утвердило Позицию Российской Федерации на РИО+20 в следующей редакции:

а) ориентация на выработку сбалансированных подходов в переходе к «зеленой» экономике на основе учета реальных возможностей обеспечения устойчивого развития на длительную перспективу;

б) реализация концепции «зеленой» экономики не должна превращаться в инструмент торговой и технологической дискриминации под предлогом защиты окружающей среды.

Конференция ООН по устойчивому развитию РИО+20 завершилась в Рио-де-Жанейро 22 июня после полутора лет подготовки, трех дней выступлений лидеров стран, рассмотревших 1 миллион печатных листов документов. Многие участники саммита разошлись в оценках его результатов. Страны-участницы заявили о готовности продолжать путь к "будущему, которого мы хотим", в то время как представители большинства неправительственных организаций, участвовавших в саммите, сочли, что будущее, описанное в итоговом документе, им совсем не нужно.

 _____________

1.См.: Перелет Р.А. Направления стратегии «зеленого роста//Россия в окружающем мире: 2011 (аналитический ежегодник) /Отв. ред. Н.Н. Марфенин; под общей редакцией Н.Н. Марфенина, С.А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2011/C 14-17

В результате долгого и напряженного обсуждения проекта итогового документа приняты решения: о запуске процесса разработки Целей устойчивого развития, которые в 2015 г. должны "сменить" Цели развития тысячелетия; о создании нового форума высокого уровня по устойчивому развитию при Генассамблее ООН. Данный документ также призвал Статистическое управление ООН разработать новые индикаторы устойчивого развития, которые бы дополнили показатель ВВП (валового внутреннего продукта).

В своем выступлении на саммите руководитель делегации премьер правительства Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул:

«Общество, экономика и природа – неразделимы. Именно поэтому нам нужна и новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу. Интересы экономики, с одной стороны, и сбережение природы, с другой стороны, должны быть сбалансированы и должны ориентироваться на долгосрочную перспективу. При этом необходим инновационный рост и рост энергоэффективной, так называемой «зелёной» экономики, который, безусловно, выгоден всем странам»1/.

Выдвинутая лидером России идея параллельного роста – роста экономики, энергоэффективности и «зеленой» экономики обостряют проблему модернизации всей страны.

Речь здесь идет не о чисто технической и технологической модернизации в обычном понимании этого явления, а скорее в социально-экономическом, цивилизационном плане.

Известно, что современное развитие России происходит в условиях сложных процессов глобализации и цивилизационных изменений.

Под глобализацией понимается новый всемирный процесс социальной трансформации в политике, экономике, культуре, технологиях, коммуникациях.

Под модернизацией понимается локальный процесс социальной трансформации в тех же областях, включающий в себя:

- ориентацию на инновации и преобладание последних над традицией;

- светский характер общественной жизни;

- поступательное (нецикличное, устойчивое) развитие;

- демократическую систему власти;

- наличие отложенного спроса, т. е. способность производить не ради насущных потребностей, а ради будущего;

- капиталистический экономический, индустриальный характер;

- массовое образование;

- активный, деятельностный психологический склад характера индивидуумов;

- преобладание универсального над локальным и др1/.

_______________       

         1. Медведев Д. А. Официальная речь руководителя делегации РФ на саммите РИ0+20// Портал Правительства РФ/ элект. ресурс: htpp:www. special/docs/19427

Отсюда складывается понятие современной цивилизации, как синоним культуры, как некой системы ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни современного сообщества людей и даже целой эпохи, основанных на новых знаниях, информации и информационных технологиях. Речь идет о цивилизации информационного общества, к которому движется современная Россия.

Общепризнанно, что сегодня Россия находится на труднейшем этапе своего исторического развития. Но, как ни странно, осуществление стратегии устойчивого развития мира в условиях глобальных процессов и катаклизмов многие аналитики-прогнозисты ведущих зарубежных исследовательских центров видят в возрастающей роли России. И речь идет не о ее огромных запасах природных ресурсов, акцент сделан на другом. Вот несколько тезисов из предисловия к русскому изданию последнего доклада Римскому клубу «Фактор четыре»:

- единая мировая экономика ХХ1 века будет в относительно меньшей степени, чем раньше, зависеть от физических ресурсов;

- Россия, как никогда раньше, может использовать свой уникальный ресурс, который во все большей мере будет определять ее особую и значительную роль в глобальном развитии. Этот ресурс – внутренняя сила и одаренность россиян;

- преимущество России в формирующейся мировой информационной экономике, строящейся в основном на людских ресурсах, – в ее людях. Их природная одаренность, обогащенная историей и одной из наиболее продуманных и эффективных систем всеобщего образования, представляет собой уникальный вклад. «Этот вклад может послужить основой новой российской экономики – стабильной, всеобъемлющей и глубокой, потому что она будет опираться не на нефть…, не на сталь…, не на осетров…,а на самый драгоценный капитал, более необходимый и более уважаемый в мире – капитал, который представляют собой уверенные, хорошо образованные, одаренные люди с их вековой культурой»2/.

В свою очередь выдающийся российский ученый и общественный деятель Н. Н. Моисеев (1917-2000) подчеркивал в своих трудах, что «Новая цивилизация должна начинаться даже не с новой экономики, а с новых научных знаний и новых образовательных программ.

_______________

1.ГЛОБАЛИСТИКА: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь/Гл. ред.: И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М. – СПб. – Н.-Й.: ИЦ «ЕЛИМА», ИД. «Питер», 2006.

2. Вайцзеккер Э., Ловинс Э, Ловинс Л. ФАКТОР ЧЕТЫРЕ. Затрат – половина, отдача – двойная. Новый доклад Римскому клубу. Перевод А.П. Заварницына и В.Д. Новикова под ред. академика Г.А. Месяца. - М.: Academia, 2000. С.11-12.

Именно так я понимаю первый и важный шаг СТРАТЕГИИ «sustainable development»1/.

Поэтому не случайно новый глава Российской Федерации В. В. Путин подписал в первый день своего президентства – 7 мая 2012 г. указы:

- «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- «О президентской программе повышения квалификации инженерных кадров в 2012-2014 гг.».

Необходимо отметить, что второй указ и утвержденная им программа по итогам работы комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России от 30 марта 2011 г. В программе указывается, что для решения задач инновационного развития России определены следующие основные приоритеты модернизации экономики, к которым относятся:

- повышение энергоэффективности и ресурсосбережения;

- развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий.

Этим важным документам предшествовало утверждение Президентом РФ «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (30 апреля 2012  г.). Причем в числе основных задач этой политики сформулирована задача формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания, которая должна быть решена с использованием следующих механизмов:

 а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;

б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;

в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;

 г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

___________

1. Моисеев Н.Н Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. С. 100.

Работая в начале 50-х гг. прошлого века на кафедре теории взрыва, которую возглавлял академик М.А. Лаврентьев, Н.Н.Моисеев обратился к своему учителю за советом о том, чему, прежде всего, следует учить студентов. Ответ был примерно такой: «Лет через 20 в технике произойдут такие изменения, о которых мы сегодня и догадываться не можем. И, тем более сказать, что придется знать нашим питомцам. Да и сами мы этого не знаем. Поэтому надо учить классике. Это и есть база: надо учить тому, как человек должен учиться новому» //Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. – С. 206.

Следовательно, указанная задача развития «зеленой» экономики и модернизации страны как бы подкрепляются человеческим фактором, образовательным потенциалом. Однако при этом следует обязательно учитывать значительное цивилизационное отставание России, заложенное прежними социально-экономическими системами в прошлом и позапрошлом веках.

Это воочию видно из ретроспективного обзора тех международных документов, к которым Российская Федерация присоединилась, но фактически, в реальности отстранилась от их выполнения:

- Стокгольмская декларация по окружающей среде (1972);

- Доклад комиссии ООН по руководством Х. Брунтланд «Наше общее будущее» (1986);

- Повестка дня для ХХ1 века и др. документы РИО-92 (1992);

- Декларация тысячелетия ООН (2000);

- Хартия Земли (2000);

- Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002);

- Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (2005);

- Образование для инновационных обществ в ХХ1 веке. Заявление «Группы восьми». 2006).

Данное перечисление лишний раз подтверждает утверждение: как же далека современная Россия от экологически продвинутых развитых стран. Это неблагополучие повторяет, к сожалению, и национальная система образования, мало учитывающая экологический аспект, что видно из анализа положения России в данных международной статистики, в т. ч.:

- Индекс экономики знаний в ведущих странах мира ( 10-е место);

- Расходы на образование (последнее место среди ведущих стран);

- Доля стран в производстве высокотехнологичной продукции (последнее место среди ведущих стран);

- Международное сопоставление наукоемкости и наукоотдачи ( пос- леднее место среди ведущих стран);

- Природоемкость ВВП ( последнее место среди ведущих стран);

- Влияние государственной политики на инвестиции в инфраструктуру (последнее место в мире);

- Рейтинг благосостояния (63- место в мире);

- Показатели продуктивности сельхозпродукции (ниже ЕС) 1/.

Главная проблема национальной системы образования – отсутствие взаимосвязи политики устойчивого развития и политики образования. Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» представляет собой очередной набор малосвязанных, «пожарных», концептуально не обоснованных мер (выделены математика, общественная аккредитация профессиональных программ по экономике, юриспруденции, управлению, социологии). Однако при этом ни слова не сказано о совершенствовании образования для решения стратегических задач России – инновационной модернизации экономики, повышения ее энергоэффективности, перехода от преимущественно сырьевой экономики к высокоиндустриальной, повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке и, в том числе, повышения конкурентоспособности самой образовательной системы России на мировом рынке образовательных услуг.

Формальное и неформальное образование сегодня необходимо ориентировать на ознакомление учащихся, студентов, магистрантов,

специалистов и руководящих работников (в системе последипломного образования) и на анализ показателей экологичности отечественной экономики. При этом основной акцент должен быть сделан на раскрытие таких важных для устойчивого развития России вопросов, как:

- Важнейшие принципы энергосбережения для России;

- Показатели экологических издержек регионов;

- Приоритетные эколого-экономические индикаторы состояния России;

- Цели развития тысячелетия для России (ЦРТ);

- ЦРТ: Обеспечение экологической устойчивости;

- Индикаторы ЦРТ для России.

В высшей профессиональной школе следует систематически знакомить студентов вузов и слушателей курсов последипломного образования с международными документами по проблемам устойчивого развития и «зеленой» экономики, рамочными индикаторами устойчивого развития, комплексными международными индексами, кодексами поведения в деловом сообществе, сравнительными международными и отечественными статистическими данными показателей устойчивого развития. Важно вырабатывать у студентов критическое мышление, непредвзятое осмысление действительности как искусству анализировать и разбираться, исследовать и подвергать сомнению, скрупулезно проверять научную достоверность или подлинность замыслов или каких-либо явлений. И здесь, как нельзя, кстати – девиз экологов: «Думай глобально, действуй локально!»

 ________

 1. См. Бобылев С.Н.Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение. Пособие по региональной экологической политике. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2007; Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: вызовы кризиса. Доклад в Общественной Палате РФ от 26 октября 2010 г.

Например, проводимая в настоящее время агрессивная реклама на телевидении отечественной компании-монополиста «Газпрома» – ведущей в мире газодобывающей компании, вызывает неоднозначную критическую и негативную реакцию у 40 процентов населения страны, не имеющего доступ к отечественному газу. В то время как в 2011 г. этот промышленный «гигант» увеличил поставки газа в страны дальнего зарубежья и в страны СНГ на 5,7 и 16,4 процентов, соответственно, а на внутренний рынок – на 1,2 процента 1/. Нетрудно подсчитать, сколько еще десятилетий будут ждать российские граждане полного удовлетворения газом в самой великой газодобывающей стране мира. Или другой пример: отчет Росавтодора о строительстве в стране в 2011 г. рекордного количества дорог федерального значения составило 233 км; при наличии 5 тыс. и потребности в 10 тыс. дорог этого профиля, вызывают горечь и недоумение у десяти миллионов жителей десятков тысяч деревень, сел и малых городов страны, которые в период весенней и осеней распутицы оказываются оторванными от всей страны из-за отсутствия дорог с твердым покрытием 2/. И наконец, самого критического осмысления достойно решение о расширении столицы и отвлечении огромных бюджетных средств и внимания руководства страны на строительство офисных комплексов для размещения огромного количества чиновников. И это – при наличии в стране застарелой проблемы ветхого жилья, в котором проживают миллионы людей, при отсутствии современной автодорожной

инфраструктуры, сдерживающей развитие регионов и поступлений отечественных и зарубежных инвестиций для этого развития и низкого отсюда качества жизни большинства российских граждан.

Отсюда, суть и главное направление модернизации определяется ее конечной целью, которой при всей важности экономического роста, технического совершенства и конкурентоспособности, является улучшение условий жизни каждого человека уже сегодня и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений.

___________

 1.Куликов С. Экспорт «Газпрома» растет за чужой счет. Независимая газета, 2 ноября 2011 г.;Электр. ресурс: htpp:www. Lenta.ru , 21.06.2012.

 2. См.:Отчет «Автодора»// Парламентская газета 20 апреля 2012 г. С.18

Эта задача акцентируется сегодня как обеспечение устойчивого развития на основе принципов «зеленой» экономики, т. е. экологизации производства и потребления, исходя из того, что экология сегодня – это есть сама экономика.

Таким образом, понимание модернизации в российских условиях определяется как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды, той самой экологической безопасности, которая становится определяющей для экономического роста и самого существования человека. Эта задача во всем мире рассматривается как реализация принципа «декаплинга» (удовлетворение растущих потребностей в ресурсах при минимизации обеднения природного капитала), что предполагает снижение энергоемкости и природоемкости в целом, экономического роста, широкое использование возобновляемых источников энергии, модернизацию производства на основе инноваций.

Все эти нюансы «зеленой» экономики, спектр вопросов по модернизации страны должна чутко улавливать, постоянно отслеживать национальная система образования, дополняя содержание образовательных программ, совершенствуя стандарты, тем самым обеспечивая опережающую подготовку специалистов *.

 Вследствие вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Экологическое образование или экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР) должно ориентироваться на показатели и инструментарий реализации концепции «зеленой» экономики как составной части концепции устойчивого развития.

2. Основные показатели «зеленой» экономики: энергосберегательные технологии, энергоэффективность, производство и использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), использование наилучших доступных технологий (НДТ), вторичное использование ресурсов, снижение природоемкости производимых продуктов и услуг, уменьшение накопленного экологического ущерба, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду и др. должны войти в программный материал дисциплин естественнонаучного, социально-гуманитарного, общепрофессионального и профессионального блоков всех учебных планов среднего специального и высшего профессионального образования.

3. Преподавательский состав и учебно-методические объединения образовательных учреждений должны более эффективно использовать

принцип экологизации и постоянно использовать междисциплинарный подход при разъяснении студентам и слушателям последипломного образования особенностей реализации концепции «зеленой» экономики в условиях модернизации современной России.

4. Необходимо разработать и осуществить федеральную программу          подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров и работников экологического просвещения по проблемам реализации концепции «зеленой» экономики как составной части модернизации современной России.

5. Минприроды и экологии России совместно с Минобрнауки России следует ввести практику разработки и утверждения федеральных государственных требований к структуре основных образовательных программ и государственным образовательным стандартам по подготовке экологов, других специальностей инженерно-технических направлений,

предусматривающих проблемы «зеленой» экономики и модернизации страны. Это же касается и естественнонаучной и социально-гуманитарной подготовки по всем направлениям бакалавриата и магистратуры.

6. Необходимо привести в соответствие и согласование «Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» и «Государственной политики в области образования и науки», ориентированных на внедрение в реальную практику принципов «зеленой» экономики и задач модернизации страны.

________________

         * Учитывая переход России на двухуровневую подготовку (бакалавриат-магистратура), в данном случае термин специалист используется как расширительное понимание квалифицированных кадров в различных отраслях современной индустрии материального и нематериального производства товаров и услуг.

Литература:

1. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение. Пособие по региональной экологической политике. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2007.

2. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: вызовы кризиса. Доклад в Общественной Палате РФ от 26 октября 2010г.

3. Вайцзеккер Э., Ловинс Э, Ловинс Л. ФАКТОР ЧЕТЫРЕ. Затрат – половина, отдача – двойная. Новый доклад Римскому клубу. Перевод А.П. Заварницына и В.Д. Новикова под ред. академика Г.А. Месяца. - М.: Academia, 2000.

 4. Куликов С. Экспорт «Газпрома» растет за чужой счет. Независимая газета, 2 ноября 2011г.//электр. ресурс:http:www.Lenta.ru, 21.06.2012.

5. Медведев Д.А. Официальная речь руководителя делегации РФ на саммите РИ0+20// Портал Правительства РФ/ электр. ресурс:http: www.special/docs/19427.

6. Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.

7. Моисеев Н.Н Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

8. Отчет Росавтодора//Парламентская газета. 20 апреля 2012г.

9. Перелет Р.А. Направления стратегии «зеленого роста//Россия в окружающем мире: 2011 (аналитический ежегодник) /Отв. ред. Н.Н. Марфенин; под общей редакцией Н.Н. Марфенина, С.А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2011.

 г-та "Вузовский вестник" №16, август 2012