Бесплатная линия: 8 (800) 200 19 92
Телефон для справок: +7 (495) 231 44 50
Приемная комиссия: +7 (495) 231 44 45

Связаться с нами

Подать заявку

Онлайн заявка на обучение в МНЭПУ:


captcha


СМИ о нас




Низами МАМЕДОВ: экологию необходимо вводить в средней школе

До 1 декабря 2010 г. по поручению Президента России Дмитрия Медведева должен быть рассмотрен вопрос о введении в школьную программу обязательного курса по экологии. Почему экологию важно изучать в школе, в интервью говорит директор Института глобализации и устойчивого развития Международного независимого эколого-политологического университета, автор школьного учебника по экологии, профессор Низами МАМЕДОВ.

-    Низами Мустафаевич, изучение экологии в рамках школьного курса обсуждается не впервые. В 90-е годы предмет уже вводили программу, однако спу­стя несколько лет от него отка­зались. Почему?

- На мой взгляд, это не поддается разумному объясне­нию и связано с очевидной не­дооценкой проблемы и отсут­ствием должной правовой базы экологического образования.

Еще в 70-е гг. экологичес­кое образование было выдвину­то ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружа­ющей среде и развитию, на кото­рой была выдвинута Концепция

принято решение содействовать просвещению населения и под­готовке кадров таким образом, чтобы гармонизировать социаль­но-экономическое и экологичес­кое развитие. Тогда же и у нас в стране случился настоящий эко­логический бум: наблюдался подъем интереса к экологической тематике, было принято решение вводить уроки экологии в школе.

Но в конце 90-х гг. ситуа­ция в России стала меняться: Министерство экологии преоб­разовали в Госкомитет по эко­логии, затем его ликвидирова­ли, а курс экологии убрали из федерального учебного плана... И совершенно напрасно. Ведь экология — это не просто абст­ракция, она изучает фундамен­тальную сторону человеческого бытия. Последствия воздействия поздно дают о себе знать и «от­резвляют» — задыхавшиеся в смоге москвичи могли наблю­дать это нынешним летом.

-  Как, на ваш взгляд, следу­ет преподавать экологию?

-   На этот счет есть две по­зиции: одна предполагает эко­логизацию разных предметов (химии, биологии, географии, истории, математики и т.д.), другая — введение отдельного интегративного курса, который обобщал бы экологические зна­ния, и знания других предме­тов. Но для введения отдельно­го курса необходимо подгото­вить учителей, выделить допол­нительные часы, поэтому, ког­да модель экологического обра­зования только обсуждалась — еще в 70-80-е гг. в Советском Союзе — склонялись к идее эко­логизации от­дельных пред­метов. По этой теме было защи­щено немало докторских и кандидатских диссертаций — в теории пробле­ма обсуждалась активно, но на деле мы почти не продвину­лись. Оказалось, что это не так- то просто: учителям-предметникам требуется переподготов­ка. Поэтому в 90-е гг. в школь­ную программу был введен от­дельный курс. Когда предмет в конце 90-х гг. из программы уб­рали, шла речь о том, что эко­логическая проблематика сохра- нится в других предметах. Но постепенно и там экологичес­кие темы сошли на нет.

В идеале нужна смешанная модель — отдельный курс при экологизации других предметов.

- Сейчас школы могут са­мостоятельно вводить экологию в качестве предмета по выбору.

- Да, но вво­дят далеко не вез­де — только там, где есть сподвиж­ники и в этом заинтересованы ди­ректора, регио­нальные власти.

К примеру, в Москве по ини­циативе бывшего министра образо­вания, академика Геннадия Ягоди­на удалось ввести предмет «Эколо­гия Москвы и устойчивого раз­вития». Успешен опыт препода­вания экологии в Ханты-Ман­сийском автономном округе, Волгоградской области и неко­торых других. Но вообще регио­нов, где можно говорить об эко­логическом образовании, очень мало.

-   Если снова вводить этот курс, не возникнет ли проблем с учителями, учебниками?

-  Эти проблемы преодоли­мы. Подготовка учителей мо­жет осуществляться на факуль­тетах биологии или географии, достаточно включить дополни­тельные часы. Учителя биоло­гии и географии вполне могут вести этот курс.

Подготовить учебные по­собия тоже не составит труда - в 90-е гг. их же выпустили. Тогда этот предмет ввели в 9-10 классах ­– по 2 часа в неде­лю. В том же объеме его мож­но преподавать и сейчас.

-   Есть мнение, что по-на­стоящему увлечь этим предме­том можно только путем допол­нительного образования - на факультативах, в кружках.

-  Дополнительное образо­вание, конечно, имеет большое значение. Как правило, там ра­ботают настоящие энтузиасты, и дети – очень мотивированные, участвуют в различных эколо­гических мероприятиях, конфе­ренциях, конкурсах. Но допол­нительное образование есть да­леко не везде, и не каждый ребе­нок заинтересуется этой темой, поэтому и нужно вводить пред­мет в школе. Вообще: экология - это наука, и изучать ее надо как научную дисциплину - в старшей школе, а не только при­зывать любить и охранять при­роду. Настоящая любовь определяется пониманием ценнос­ти предмета любви.

Елена КУЗНЕЦОВА

Источник: «Природно-ресурсные Ведомости» №10-11 от октябрь-ноябрь 2010 года